Закупочная деятельность
Закупочная деятельность Компании в 2023 году велась в соответствии с Единым стандартом закупок ПАО «Россети», решение о присоединении к которому было принято Советом директоров ПАО «Россети Северо‑Запад» 03.02.2023.
В рамках закупочной деятельности ПАО «Россети Северо‑Запад» руководствуется принципамиПодробнее о нормативном регулировании и принципах построения закупочной деятельности см. в Приложении 20 к Годовому отчету.:
- информационной открытости закупок;
- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и сокращения издержек;
- отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований;
- прозрачности и управляемости закупочной деятельности;
- профессионализма и компетентности работников, участвующих в закупочной деятельности Компании и ее ДЗО;
- соблюдения норм действующего законодательства и Антикоррупционного стандарта закупочной деятельности ПАО «Россети».
Основные цели закупочной деятельности:
- прозрачность закупок, основанная на принципах равноправия, справедливости, нетерпимости к дискриминации и необоснованным ограничениям конкуренции по отношению к участникам закупки. За 2023 год в адрес Общества поступило 27 обращений и уведомлений антимонопольного органа о нарушениях в закупочной деятельности, из них только две жалобы были признаны обоснованными;
- поддержка малого и среднего бизнеса и предпринимательства. Минимальная доля закупок у МСП в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» должна составлять не менее 20 %.
- поддержка отечественных производителей. При закупке товаров и услуг в области ИТ Общество отдает предпочтение товарам, работам и услугам российских компаний в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925‑ПП «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».
[GRI 308‑1]
Способы проведения закупочных процедур
Компания применяет следующие предусмотренные Единым стандартом закупок ПАО «Россети» способы закупок.
Конкурентные:
- конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс в неэлектронной форме);
- аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион в неэлектронной форме);
- запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений в неэлектронной форме);
- запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок в неэлектронной форме);
- конкурентный предварительный отбор;
- запрос цен по результатам конкурентного предварительного отбора.
Неконкурентные:
- предварительный отбор;
- запрос цен по результатам предварительного отбора;
- сравнение цен (сравнение цен в электронной форме, сравнение цен в неэлектронной форме);
- закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
- закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции;
- закупка с ограниченным участием;
- закупка в электронном магазине.
В декабре 2023 года Положение о проведении закупок было утверждено в новой редакции приказом Общества № 642, на основании которого согласование закупочных процедур происходит в автоматизированной системе финансово‑хозяйственной деятельности ПАО «Россети Северо‑Запад» в сфере закупок.
В результате общее количество конкурентных закупок увеличилось с 984 в 2022 году до 1 256 в 2023 году. Общая стоимость конкурентных закупок увеличилась с 13,619 млрд руб. в 2022 году до 16,394 млрд в 2023 году за счет открытия возобновляемой кредитной линии и закупок на долгосрочную поставку электротехнической продукции.
Критерии отбора поставщиков
Отбор поставщиков проводится в соответствии с требованиями закупочной документации. Критерии оценки заявок, предложенные Компанией, утверждаются закупочной комиссией в зависимости от способа и вида закупки, а также предмета договора.
Для минимизации и (или) исключения риска заключения договоров с недобросовестными и недостаточно надежными поставщиками закупочная комиссия проверяет соответствие заявки установленным требованиям по следующим критериям:
- формальный: соблюдение порядка и правил подачи заявки, сроков подачи, состава документов;
- финансовый: оценка финансовой устойчивости участника;
- юридический: правоспособность участника, предлагаемые изменения к проекту договора;
- коммерческий: коммерческие условия заявки;
- технический: соответствие техническому предложению;
- квалификация: опыт выполнения аналогичных договоров, надежность и деловая репутация, кадровые и материально‑технические ресурсы.
Кроме того, Компания не заключает договоры с поставщиками, соответствующими одному или нескольким следующим критериям:
- запущенные процессы ликвидации, банкротства, внешнего управления и иные ограничения правоспособности;
- недоимка по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 % балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности;
- дисквалификация лиц, исполняющих функции исполнительного органа управления или входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета) участника;
- привлечение участника к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке;
- наличие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков либо в реестре иностранных агентов.
Иные отборочные и (или) оценочные критерии Общество определяет в зависимости от способа закупки и предмета договора.
Если участник закупки предлагает цену ниже рынка (на 25 % и более), он должен предоставить обеспечение исполнения договора в виде залога денежных средств либо независимой гарантии в размере обеспечения исполнения договора.
Структура закупок
В 2023 году Компанией проведена 1 941Без учета закупки услуг по передаче электроэнергии, покупке электроэнергии в целях компенсации потерь и прочих неизбежных закупок у единственного поставщика (аренда земли, тепло-, водо-, электро-, газоснабжение, аварийные работы). закупочная процедура на общую стоимость 17,11 млрд руб. Объем достигнутой экономии от указанных процедур составил 0,99 млрд руб. с НДС, или 5,7 % от плановой объявленной стоимости конкурентных закупок.
Из общего количества проведенных закупочных процедур закупки с использованием электронно‑торговой площадки составили 1 269 процедур на сумму 16,44 млрд руб. с НДС (100 % от общего количества закупок, 100 % от общего объема закупокБез учета закупок у единственного поставщика. в стоимостном выражении).
Доля импорта оборудования в закупках «Россети Северо‑Запад» за 2023 год составила 6 %.
11,73 млрд руб. с НДС – объем закупок у субъектов МСП (1 414 закупок).
94,1 % – доля закупок у субъектов МСП от всего объема закупок (77,9 % по количеству).
Закупки, в которых субъекты МСП привлекаются в качестве субподрядных организаций, не проводились. Объем закупок у субъектов МСП, в которых участвовали в соответствии с требованиями конкурсной/закупочной документации только субъекты МСП, составил 7,04 млрд руб. с НДС (847 закупок), или 56,5 % от фактического объема (46,7 % по количеству).
В 2023 году закупки с признаками, соответствующими критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, не проводились.